Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Материал по теме

Консультация на тему:

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

       Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

    Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

    Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

    При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Обратите внимание

    Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника.

Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

     Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

     У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

    Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Важно

     Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  Своевременное правильное питание;

  Свежий воздух;

  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  Оптимальная освещённость;

  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

  Привычка правильно сидеть за столом;

  Расслаблять мышцы тела;

  Следить за собственной походкой.

      Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

     Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

    Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

     Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

     Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Совет

  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек.

, расслабление – от 6 до 12 сек.

  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/26/konsultatsiya-na-temu-profilaktika-narusheniya-osanki-u

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников.

При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.

Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение.

Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

Обратите внимание

II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины.

При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища.

Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях.

У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения.

Важно

Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ.

Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры.

Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения.

Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади.

Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Совет

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Читайте также:  Болит спина после кесарева сечения: причины, что делать

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии.

У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах.

Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др.

Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж.

Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/incorrect-posture

Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу.

Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

Причины нарушений осанки у детей

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста.

Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья.

Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Обратите внимание

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев.

Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.

Источник: http://moyortoped.ru/diagnostika/narushenie-osanki-u-detej-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и школьников

Ребенок стал чаще болеть, ничего не хочет делать, стал капризным и раздражительным. Если вы наблюдаете подобное поведение у своего ребенка, последите за его походкой и осанкой.

Вероятная причина изменений – нарушение осанки у детей. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются очень многие дети дошкольного и школьного возраста.

Вмешательство и помощь родителей в таких случаях крайне важны и должны быть своевременными.

Неправильная осанка может привести к различным заболеваниям 

За правильной осанкой ребенка необходимо следить с раннего детства, ведь это не только красивое тело, но и здоровый организм. Нарушение осанки у детей часто становится причиной многих заболеваний, т.к. изменение костного скелета ведет к нарушению кровообращения и деятельности органов дыхания и пищеварения.

Скелет ребенка – это хрящевые ткани. Кости еще не окрепли, минеральных солей недостаточно, а мышцы развиты не до конца. В результате осанка очень неустойчива и часто нарушается.

Насколько актуально и важно следить за тем, чтобы осанка у детей формировалась правильно, говорят многие научно обоснованные факты, предупреждая о возможных неприятных последствиях, в случаях возникновения нарушений осанки у детей.

При искривлении позвоночника органы, связанные с пищеварением, дыханием и кровообращением, несколько сдавлены. Работа этих органов ухудшается, обмен веществ нарушается, страдает желудочно-кишечный тракт.

Во время бега, прыжков и других активных движений мозг ребенка подвержен минитравмам. Появляются несвойственная для этого возраста вялость и повышенная утомляемость.

Ребенок быстрее устает, становится раздражительным, память, работоспособность и внимание ухудшаются.

Нарушение осанки у детей

Причины нарушения осанки у детей

Недоразвитие мышц может наблюдаться у ребенка по разным причинам, вот главные:

  • Катастрофически низкая подвижность (компьютер и телевизор привлекают сегодня больше подвижных игр и уличных прогулок).
  • Вредные привычки (тело быстро реагирует на постоянные позы и начинает к ним привыкать. Спина сутулится, а позвоночник подвергается искривлению, если ребенок согнувшись, что-то пишет или рисует, а также любит сидеть, подогнув под себя ногу, или смотрит телевизор, развалившись в кресле).
  • Неправильная мебель в школе и/или дома (стулья, столы, диваны не соответствуют возрасту ребенка). Часто школьная мебель не рассчитана на детей разного роста, и проводя длительное время за неудобной партой, ребенок сидит, искривляя спину. Со временем это становится привычкой, которая и приводит к сколиозу.
  • Ношение в одной руке тяжелого портфеля, что недопустимо особенно в младшем школьном возрасте, это также способствует искривлению позвоночника. Именно поэтому младшим школьникам рекомендовано носить ранцы.
  • Еще одна причина нарушения осанки – врожденная слабость у ребенка опорно-двигательной системы, которая может быть и наследственной. Родителям, знающим о такой наследственности в семье, следует внимательнее следить за осанкой малыша и обязательно ежегодно консультироваться с врачом – ортопедом, особенно с началом школьного обучения, когда нагрузки на позвоночник ребенка резко усиливаются.

Вовремя заметив нарушения осанки у ребенка, можно исправить ситуацию, не доводя до сколиоза. На начальной стадии искривления хорошо помогает назначение специальной лечебной гимнастики. Но упражнения для выпрямления осанки должны выполняться регулярно. Комплекс упражнений должен подобрать специалист, т.к. формы искривления бывают разные, и в каждом конкретном случае упражнения необходимы разные.

Ребенку с раннего детства полезно заниматься видами спорта, в которых укрепляются мышцы спины, например хореографией или плаванием. Кроме того, ребенок должен сам понимать, что правильная осанка – это не просто красиво – она является залогом крепкого здоровья в будущем.

Читайте также:  Препараты для лечения остеохондроза поясничного отдела позвоночника

Почему нарушается осанка у детей? Можно ли вылечить сколиоз?

Как выявить нарушение осанки у ребенка самостоятельно

Для того чтобы самостоятельно выявить возможное искривление осанки у ребенка, необходимо осмотреть его спину, при этом ребенок должен стоять прямо и быть расслабленным. Если нарушений осанки нет, то вы сможете наблюдать, что у ребенка ровная спина, лопатки располагаются симметрично, плечи слегка развернуты и находятся на одном уровне, при этом живот подтянут, а ноги выпрямлены.

Поводом для беспокойства может стать привычка ребенка садиться и при этом подгибать под себя одну ногу. Если осанка ребенка вызывает хоть малейшие сомнения, необходима обязательная консультация специалиста – ортопеда.

Важно

Лечебная физкультура, курс массажа и другие процедуры помогут исправить ситуацию, когда она еще не слишком запущена, т.к.

на начальной стадии гораздо легче происходит выпрямление осанки ребенка, тогда как запущенные случаи требуют длительного и сложного лечения, а иногда даже оперативного вмешательства.

Профилактика нарушений осанки у детей

  • Идеальная осанка и красивая походка являются результатом постоянного контроля родителей. Лопатки симметричны, плечи находятся на одном уровне, ноги ровные, походка правильная – примерно так можно описать отсутствие проблем с позвоночником. Если в вашем случае что-то не соответствует, начинайте действовать. Важно не упустить время, поэтому постоянно наблюдайте за ребенком, а при малейших подозрениях на проблемы, принимайте меры.
  • Присмотритесь, в какой позе сидит ваш ребенок. Правильное положение: ступни ног стоят на полу, спина находится параллельно спинке стула, бедра перпендикулярно позвоночнику. Лопатки примут нужное положение, когда предплечья опираются, а кисти рук лежат на столе.
  • Не рекомендуется длительное стояние. Не злоупотребляйте наказанием «в угол». Это утомляет ребенка, он начинает переступать с ноги на ногу, ищет к чему бы прислониться, это провоцирует нарушение осанки у детей.
  • Многое зависит и от питания. В ежедневном меню должны быть фрукты и овощи, молочная продукция, мясо и рыба. А вот со сладким и мучным осторожней. Часто проблемы с позвоночником начинаются с лишнего веса.

Лечение нарушения осанки

Конечно же, лечение нарушения осанки у детей должно проходить строго под наблюдением специалиста.

Плавание, самая обычная ходьба, гимнастические упражнения, лечебная физкультура, ношение специального корсета – это ваши главные помощники.

https://www.youtube.com/watch?v=RJ3YPhjkoTU

Выбирая корсет для коррекции осанки, посоветуйтесь с врачом, самостоятельно в решении этого вопроса лучше не действовать. Нарушения осанки бывают разных типов, и какой именно корректирующий корсет необходим вашему ребенку, должен подсказать специалист. Чтобы лечение принесло пользу, должен быть постоянный контроль за вашим ребенком.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и школьников в настоящее время можно наблюдать все чаще. Исправить ситуацию под силу только родителям и педагогам детских учреждений. Постоянный контроль со стороны взрослых и профилактические мероприятия помогут сохранить позвоночник, а значит, и другие внутренние органы ребенка здоровыми.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/grow-up-healthy/7733-narushenie-osanki-v-doshkolnom-vozraste.html

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

Изменения в осанке могут быть как врожденными, так и приобретенными. В первом случае изменения происходят еще в утробе или при родах.

Они встречаются значительно реже, чем полученные в результате жизнедеятельности. Более подвержены таким дефектам дети с астеническим телосложением.

Чаще всего факторами, ведущими к появлению проблемы, являются:

  • Недостаток активных движений.
  • Несоответствующая росту малыша мебель, где он занимается.
  • Недостаток света около письменного стола.
  • Ношение ранца в одной руке или на плече.

Кроме этого к проблемам с осанкой могут приводить некоторые болезни организма. Например – рахит, туберкулез, полиомиелит и другие. Травмы спины также могут спровоцировать патологические изменения.

6. Диагностика сколиоза

Проводить осмотр ребенка при дегенеративно-дистрофических патологиях спины должен ортопед или вертебролог. Полное исследование детского организма подразумевает использование инструментальных и клинических методик.

Изначально нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста определяется посредством визуального осмотра. Врач изучает положение тела сбоку, сзади, спереди. На искривление позвоночного столба указывают следующие симптомы:

  1. асимметричное расположение или выпячивание лопаток;
  2. нахождение подколенных ямок на разной высоте;
  3. неправильное расположение позвоночных отростков;
  4. деформирование грудной клетки;
  5. отведение плеч назад либо вперед;
  6. асимметрия ягодичных складок.

Чтобы удостовериться в наличии нарушений, врач измеряет расстояние между основными параметрами: шейные позвонки – нижний угол лопаток, длина конечностей. При необходимости доктор рассчитывает плечевой индекс.

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Нарушение осанки у детей заметно невооруженным глазом не только квалифицированному ортопеду-травматологу, но и родителям. Сгорбленная спина, ассиметричность плечевого пояса, выпячивание живота – классические проявления патологии.

Примерно в 30% случаев смещение вертикальной оси туловища обусловлено наличием сколиоза (боковым отклонением позвоночного столба).

Принципы оценки расположения позвоночной оси

Признаки правильной осанки:

  • Вертикальность туловища;
  • Развернутая грудная клетка;
  • Отведенные плечи;
  • Близкое расположение лопаток;
  • Подтянутый живот.

Любое отклонение от вышеприведенных признаков свидетельствует о наличии патологии.

Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

  • Сутулость – уплощения лордоза поясницы и увеличение кифоза груди;
  • Плоская спина – сглаживание всех изгибов позвоночного столба;
  • Плосковогнутая спина – уплощение грудного кифоза с нормальным поясничным лордозом;
  • Круглая спина – повышение грудного кифоза на протяжении грудного отдела;
  • Кругловогнутая спина – увеличение лордоза в пояснице и кифоза в груди.

Причины нарушения осанки у детей

Приобретенный сколиоз может прогрессировать в связи с проблемами со здоровьем нервно-мышечного характера, опухолевыми процессами и травмами. Кроме того, причиной может быть родовая травма, различные травмы, полученные во время родов. Данные факторы приводят к статическому сколиозу.

Причинами неврогенных сколиозов в основном есть такие заболевания как:

  • ДЦП;
  • полиомиелит;
  • атаксия Фридрейха;
  • травмы.

Миопатический сколиоз развивается в результате мышечной дистрофии, гипотонии мышц и кривошеей. Метаболические нарушения также могут приводить к появлению такой проблемы как сколиоз.

Следует отметить, что юношеский остеохондроз так же может стать причиной появления сколиоза. Большинство детей имеют идиопатический сколиоз, то есть полученный в результате неизвестных причин.

Источник: https://osankasovet.ru/skolioz/narushenie-osanki-u-detey-shko.html

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

Макарова Ю. В. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 183-185. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11189/ (дата обращения: 14.03.2019).



В статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики.

Ключевые слова: физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст

Ни для кого не секрет, что осанка играет важную роль в жизнедеятельности человека, будучи необходимой для нормального функционирования жизнеобеспечивающих систем организма и способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Необходимо понимать, что в физическом воспитании детей в дошкольном и младшем школьном возрастах одной из основных задач является — формирование правильной осанки.

Стоит отметить, что физическое образование в школе имеет ряд проблем, и профилактика нарушений осанки является одной из них. Осанка — это комплексный показатель здоровья младшего школьника, и какие-либо небольшие нарушения способны привести к тяжелым последствиям. Ребенок 7–10 лет, проводит основное время в школе.

Это время самое важное в формировании правильной осанки, поэтому здесь возрастает ответственность учителя за здоровье школьника. Эта педагогическая проблема для педагога также важна, как и формирование других жизненно необходимых двигательных навыков. М. В. Арсланов, Н. Т. Белякова, А. Н. Буровых, А. Д. Дубогай и др.

исследователи в своих трудах приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки. Ряд исследователей посвящал свои работы проблеме формирования правильной осанки у младших школьников, но проблема так и осталась разработана недостаточно.

По статистике функциональные нарушения осанки наблюдаются у 40–60 % учащихся. Поэтому проблема остается актуальной в наши дни.

Т. Л. Калб определяет осанку как привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка регулируется рефлексами позы, отражая как физическое, так и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка может быть обусловлена наследственностью, но у детей на ее формирование влияют в большей степени факторы внешней среды.

Совет

К таким факторам можно отнести: отрицательное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела [1, с. 45].

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей, однообразные упражнениями, а также неправильное физическое воспитание.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие [2, с. 33].

Можно выделить следующие основные условия для профилактики и лечения нарушений осанки:

  1. Спать нужно на жесткой постели, на спине;
  2. Правильная обувь, если нужно корректирующая;
  3. Правильная организация режима дня;
  4. Непрерывная двигательная активность (прогулки, физическая культура, спорт, путешествия, плаванье);
  5. Правильное положение за партой, рабочим местом и т. д.;
  6. Правильный портфель или рюкзак для распределения нагрузки равномерно на всё тело [3, с. 22].

Такие рекомендации учитель может дать родителям своих учеников, а в условиях школьного обучения интересным и эффективным методом профилактики нарушений осанки будет являться специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста.

Многие асаны йоги можно осваивать, уже начиная с 5–6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Главное внимание уделяется не количеству времени, проведенного в асане, а качеству исполнения.

Чтобы дети лучше старались и правильно выполняли упражнения, можно каждое из них «прятать» за рассказами, подобными приведенным ниже [4, с. 54]:

− «Дерево». Представь, что ты дуб: огромный, старый, мудрый. Твои корни прорастают далеко вглубь земли. Твои руки — это ветви, они тянутся к небу и солнцу. Ты ощущаешь аромат чистого, свежего лесного воздуха. Руки-ветви тянутся вверх. Постарайся почувствовать, как ты растешь (выполняются потягивания).

− «Аист». Ты стоишь на залитой солнцем лужайке, солнце словно зовет тебя поиграть с ним. Ты поднимаешь руки и отвечаешь ему: «Здравствуй, Солнышко!» Ты наклоняешься к траве и видишь, как многообразна жизнь на земле. Вокруг бесчисленное множество цветов, ползают муравьи, разные жучки (выполняются наклоны вперед — назад).

− «Собака». Ты собака, которая стоит на берегу реки. Перед тобой простираются леса и поля. Ты видишь отражение солнца в реке, а когда поднимаешь голову вверх, то свет, исходящий от солнца, радует тебя (выполняются наклоны головы вперед-назад).

− «Кошка». Ты кошка, и каждое движенье у тебя наполнено грациозностью и красотой. Ты недавно проснулся и, чтобы размяться, прогибаешься (выполняются наклоны вперед-назад).

Эти, и другие подобные им упражнения, можно делать на пятиминутных разминках, на утренней зарядке. Детям будет интересно представлять себя в роли, и в тоже время будет проходить профилактика нарушений осанки.

Упражнения довольно простые, но действенные. Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно.

Воспользоваться можно следующим комплексом упражнений [6]:

− «Гора». Встаем, ноги на ширине плеч, пятки разводим в стороны. Вытягиваем руки вперед перед собой и соединяем пальцы, делаем вдох. Выдыхаем и вытягиваем руки над головой. Расслабляем руки и опускаем вдоль тела.

− «Мостик». Выполняется из положения — лежа на спине. Помогая руками, поднять таз, опираясь на ступни ног, лопатки и затылок. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание сосредоточить на пояснице. Дыхание произвольное. Затем, выпрямляя ноги, медленно опуститься, отдохнуть.

− «Змея». Ложимся на живот, ноги вместе, пятки соединены, пальцы ног упираются в пол, руки согнуты в локтях, ладони на уровне груди. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться, посмотреть на потолок. Нижнюю часть тела от потолка не отрывать. Затем на выдохе опуститься, положив голову набок, руки вдоль туловища. Расслабиться.

− «Треугольник». Стоя, ноги широко расставлены, ступни направлены вперед. Поднять правую руку вверх, вплотную к уху. Сделать вдох. Повернуть лицо к вытянутой руке и медленно выдохнуть. Одновременно повернуть руку и туловище влево, левая рука свободно опущена. Сосредоточиться на дыхании. Затем медленно вернуться в изначальное положение и опустить руку. Повторить упражнение левой рукой.

− «Поза зародыша». Лежа на спине. Обхватить согнутую правую ногу за лодыжку и прижать ее верхней поверхностью бедра к животу. Удерживать позу 5–6 с. Выпрямить ноги. Затем прижать обе ноги к животу, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей. Внимание сосредоточить на области пупка. Удерживать позу 5 с., после чего спокойно опустить ноги и отдохнуть. Повторить 2–3 раза.

Читайте также:  Боль в солнечном сплетении отдающая в спину: причины, чем лечить

− «Собака». Встать на четвереньки, руки на ширине плеч, колени на ширине бедер. Сделать вдох. При выдохе перенести вес на пальцы ног и медленно поднять колени. Пятки, слегка разведенные в стороны, прижать к полу, чтобы раскрыть колени. Полностью вытянуть ноги, расслабить мышцы шеи и лица. Сосредоточиться на дыхании. Затем медленно вернуться в изначальное положение.

https://www.youtube.com/watch?v=Y4C2XkIxAOs

Физические упражнения — важная часть формирования правильной осанки, но не единственная, особенно для младших школьников. С приходом в школу ребенок все больше сидит, а значит меньше двигается. Учителю важно контролировать положение тела учеников.

Существуют памятки о том, как правильно сидеть за партой: спина прямая, между животом и партой должен проходить кулачок, на парте нельзя лежать, нельзя сидеть подогнув одну ногу под себя и так далее.

Часто дети в процессе увлеченной учебы забывают об этих правилах, учитель же следит за этим и исключает неправильное положение за партой из причин нарушения осанки.

Обратите внимание

Еще одним важным фактором является психическое состояние школьников. Сутулость, закрытость в положении тела может сказать о плохом настроении ребенка, о каких-либо проблемах (дома или в коллективе). Это своеобразный маячок, и учителю стоит обратить внимание.

Педагог, со своей стороны, должен постараться дать позитивный настрой в начале учебного дня и на каждом уроке отдельно. Также, необходимо следить за психологическим климатом класса, выявляя на начальном уровне проблемы. Кажется, что между осанкой и психикой нет ничего общего.

Однако нарушения в психологическом состоянии ребенка тут же могут отразиться на его здоровье.

Итак, нарушение осанки — частое явление среди детей младшего школьного возраста. Это обусловлено рядом причин, как генетических, так и социальных. Большая часть успеха в формировании правильной осанки зависит от родителей.

Их задачей является обустраивание домашнего рабочего места, места сна, отслеживание режима дня, наблюдение и устранение неправильного положения тела при выполнении письменных заданий и т. д. Значительная роль в формировании правильной осанки принадлежит педагогу, т. к. дети проводят в школе большую часть дня.

Выполняя все описанные рекомендации, можно добиться прогресса в устранении проблемы нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Формирование правильной осанки будет способствовать тому, что дети вырастут здоровыми и активными членами общества.

Литература:

  1. Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции // Вестник новых медицинских технологий. — Тула, 2001. – № 4, — C. 62–64.
  2. Садовой М. А., Трегубова И. Л., Садовая Т. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника // О реализации программы «Здоровая семья» (по материалам Научно-практической конференции). — Новосибирск, 1996. — С. 28–31.
  3. Мельничук Н. В., Корнилова Г. К. Метод БОС в реабилитации детей 6–7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. – № 2. — C. 47.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11189/

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Важно

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, и родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

•  Своевременное правильное питание;

•  Свежий воздух;

•  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

•  Оптимальная освещённость;

•  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

•  Привычка правильно сидеть за столом;

•  Расслаблять мышцы тела;

•  Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при рисовании, чтении, письме, просмотра телевизора, играх на компьютере.

Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.

Совет

Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.

Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Все выше перечисленные упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

В комплекс упражнений для детей с сутулостью следует включать задания:

походить с палкой за спиной;

стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

ходить с предметом на голове;

упражнения из положения лежа на спине, на животе

Комплекс упражнений с элементами коррегирующей гимнастики

1. И.п.: основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. 8 р.

2. И.п.: о.с., руки на пояс. Отвести локти назад до сведения лопаток, не поднимая плеч . 8 р.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей 6 р.

Обратите внимание

4. И.п.: руки в замок за спиной, ноги на ширине плеч. Рывками отвести прямые руки назад . 6 р.

5. И.п. сидя на полу, ноги прямые, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить / вместе и попеременно /. 4 р.

6. Упражнение “ Рыбка ”. И.п. лежа на полу, опираясь ладонями пола. Движение бедром / подражание движениям рыбки / и краем стопы касаться пола. 6 р.

7. “Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки у детей

 Построение в шеренгу.

Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, обойдя ребенка спереди и сзади.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку проходящего мимо ребенка.

“Журавлик”. Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

“Вырастаем большими”. Ходьба на носках (руки вверх, “в замке”) 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

“Мишка косолапый”. Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе):

“Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою – топ!”.

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети произносили стихи вслух.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении “стоя”

“Воробышек”. Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

“Лягушонок”. Из И. П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором “квак”, вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении “кисти к плечам” локти должны быть прижаты к бокам.

“Большие круги”. Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

“Мельница”. Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

“Резинка”. Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. П., произнося звук “ш-ш-ш” – выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

“Вместе ножки – покажи ладошки”. Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

“Потягивание”. Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении “лежа на спине”

“Здраствуйте-прощайте”. Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

“Волна”. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

“Пляска”. И. П. – лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении “лежа на животе”

“Воробышек”. Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

“Рыбка”. Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы ребенок не прогибался в пояснице.

“Лягушонок”. Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении “стоя” и в движении.

(По материалам статьи “Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях”, С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).  

Источник: http://progimnaziya63.ru/soveti-pedagogov/soveti-uchitelya/302-profil-narush-osanki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector